Днепровский художник-аниматор приоткрыл завесу в сказочный мир и рассказал о том, как создаются мультфильмы.
Кто не любит смотреть мультфильмы? Яркий иллюзорный мир привлекает и завораживает. Ребенок, который живет внутри нас, так же, как и в детстве, сопереживает вымышленным героям, окунается с головой в созданную художником историю. Только символы и образы становятся сложнее, а вечные вопросы уже звучат по-другому. Анимация давно перестала быть частью мира детей, а одно из самых самобытных ее направлений – авторское – по-прежнему волнует сердца и мысли своего зрителя.
Корреспонденту MistoNews удалось пообщаться с днепровским художником-мультипликатором Никитой Лыськовым и увидеть, как шаг за шагом, в процессе кропотливого труда, рисунок «оживает» и становится частью красочной анимационной истории.
— Никита, расскажи, пожалуйста, как ты решил стать художником-аниматором.
— Я всегда любил рисовать. Мой папа считал, что я буду художником, и после 9 класса отдал меня в Днепропетровское художественное училище на отделение живописи, где я и проучился 5 лет, рисуя маслом на холстах. Но мне казалось, что все это – прошлый век, ведь в то время появлялся интернет, набирали популярность компьютерные технологии. Не зная, куда податься, я поступил в ДНУ на «Дизайн» и 1,5 года учился там. Однажды, смотря телевизор, я увидел интервью с украинским мультипликатором Степаном Ковалем. Он рассказал, что у нас в Украине, в Киеве, есть вуз, где готовят художников-мультипликаторов — университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Именно тогда я и решил, что хочу заниматься анимацией и буду поступать на режиссуру анимационного кино. И в тот же год поступил.
via GIPHY
— Как бы ты охарактеризовал свое творчество, последние работы?
— То, что я делаю – авторская анимация. Как хочу, так и будет, не завишу от заказчика (улыбается). Анимация для меня, как живопись – что чувствую, то и рисую. Пикассо, кажется, говорил, что художник на самом деле – коллекционер. Но у него нет денег, чтобы покупать картины, поэтому он их рисует. Мне нравится эта мысль. Я смотрю анимацию и вижу, что какого-то мультфильма, который мне бы хотелось увидеть, нет. И я его рисую.
— Как рисуешь свои мультфильмы, какие инструменты используешь?
— Обучаясь в университете, я сначала хотел рисовать мультфильмы на бумаге, но потом понял, что это слишком хлопотно и перешел на компьютерную графику. Кадр за кадром стал прорабатывать на планшете. Но последнее время снова вернулся к бумаге, акварели, цветным маркерам и карандашам, поскольку компьютер не может дать такую текстуру. Штрихи, нарисованные вручную, играют и переливаются, а сцены, созданные от руки, на экране словно вибрируют, становятся живыми. А как создается мультфильм? Это лучше показать.
Все начинается с идеи, которую важно зарисовать или записать словами. Я всегда делаю пометки в своем блокноте или на телефоне, фиксирую мысли, которые приходят.
Потом слова и образы обретают определенную форму, превращаются в историю. Я начинаю делать раскадровку. Это комикс, в котором кадр за кадром рисую то, как будет развиваться сюжет. Это позволяет увидеть мультфильм целиком.
Видя историю в раскадровке, я начинаю выбирать сцены и начисто их рисовать. Сейчас я работаю над мультфильмом, в котором в одной из сцен бежит собака. Желая достигнуть реалистичности изображения, я обратился к технике, которая называется ротоскоп и была изобретена в Америке около 100 лет назад. Я нашел в интернете видеозапись с бегущей собакой, вырезал из нее 11 кадров – цикл, который раскрывает движение. Затем обвел контуры видеокадра – и у меня получился нарисованный пес.
При работе с контурами незаменимый инструмент – лайтбокс. Если положить листы-кадры один на другой, можно увидеть, каким было предыдущее движение. Это значительно облегчает задачу. Каждый кадр раскрашиваю вручную. Сейчас вот использую акварель и цветные карандаши.
Нарисованные кадры я внимательно просматриваю и сканирую.
Затем все кадры обрабатываю на компьютере и объединяю в мультфильм.
— В каких фестивалях и проектах принимаешь участие?
Сегодня в Украине не так много фестивалей анимационного кино, но с каждым годом их становиться все больше и больше. С мультфильмом «Двери» я участвовал в таких фестах, как «Відкрита ніч» (2007) и «Другие территории» (2007), где лента получила Гран-при в категории анимационных фильмов. В 2016 году с последней своей работой «The End» принимал участие в фестивалях «Linoleum», «Молодость», «Задзеркалля». А ленту «Я купил велосипед» презентовал на «Де Кіно» (2016). На фестивале видеопоэзии «Циклоп» (2016) фильм «Город» был удостоен Гран-при. Года два назад делал анимацию и для художественного фильма, который снимали на студии Довженка – рисовал сцену галлюцинаций.
— Расскажи немного о своих мультфильмах.
У мультфильма «Темно» целая история. Вдохновил меня авторский фильм «Электрома», который сняли музыканты из группы «Daft Punk». Этот футуристический фильм о том, как два робота хотели стать людьми. Меня заворожил кадр, где по пустыне идет горящий человек. Мне захотелось, чтобы в моем мультфильме кто-то сгорел. Ровно год работал над лентой, кадр за кадром создавал методом перекладки.
Ленту презентовал на «Молодости» и фестивале «Linoleum». Музыка в фильме – композиция группы «Дельфин», которая называется «Темно».
А что значит сгореть? Сгореть изнутри? Что значит фраза «Он сгорел»? Я долго думал над этим и создал фильм, в котором задаю вопрос, что выбрать: сгореть или остаться слепым?
В мультфильме «Двери» я создал персонажа, который ищет ключ к своему миру.
Последней моей работой стал фильм «The End» о конце света, смешной, состоящий из маленьких фрагментов (на данный момент доступен трейлер, но потом планирую выложить в сеть). Есть и маленькие истории, например, «Я купил велосипед», в котором использую компьютерный голос. Эту забавную работу я сделал, чтобы повеселиться, а потом ради прикола отправил на фест. К моему удивлению, ее отобрали в конкурсную программу «Де Кино» (2016) и даже дали Гран-при.
— Никита, ты вел курс авторской анимации в Днепре. Как появилась и воплощалась идея?
Одно время в Днепре меня приглашали читать лекции об анимации. Слушателям было интересно и они начали спрашивать, где можно научиться. Я написал организаторам фестиваля «Linoleum» и они решили поддержать идею. На полгода я смог отказаться от коммерческих проектов и полностью посвятить свое время занятиям в школе авторской анимации. Сначала она была в галерее «Артсвіт», а потом в «Арт-Квартире».
Мне нравится делать небольшие мульты, такие работы я создавал и вместе со своими учениками. С некоторыми из них сотрудничаю и по сей день.
Школа анимации как проект оказалась интересной и подарила много новых идей. Я выполнял все задания вместе со своими учениками. Все приемы мы осваивали, рисуя на бумаге. Потом это вылилось в небольшие работы – мультфильмы длительностью по 3, 5, 10 секунд.
— Над каким мультфильмом трудишься сейчас?
Сейчас я работаю над 4-минутной анимационной лентой. Это история о человеке, который идет за звездой. Хочу изобразить историю в поэтическом ключе, передать смысл посредством символов и аллегорий. А то, что получится, можно будет увидеть в интернете где-то через месяц, когда я завершу работу.
Художник говорит, что всегда открыт к сотрудничеству с творческими людьми и рад новым интересным проектам. Следить за арт-процессом в анимационной мастерской «Room 679» можно по ссылке.
Материал подготовила
Владлена Скаченко