Вот уже несколько месяцев весь город следит за тем, как над самим Днепром возникают яркие, необычные рисунки. Автор знаменитых муралов на ж/м «Солнечный», харьковский художник граффити Александр Бритцев рассказал MistoNews о своей новой работе.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашем новом мурале. Как называется работа и что она символизирует?
— Второй мурал называется «Пан Днепра». Символизирует хозяина своей земли. Это собирательный образ пана, собирательный образ козака. Изначально, в эскизах, я изображал его с другой прической – «под горшок». Ее носили козаки после посвящения, когда только приходили на Сечь. Но для владыки своих земель я выбрал образ не молодого и неопытного казака, а характерника с оселедцем.
— Почему решили изобразить именно характерника, ведь это непростой образ?
— Характерники изучали различные боевые техники, которые, например, позволяли оставаться незамеченными врагом – «отводить глаза». Также они были чудесными лекарями, знали много приемов и обрядов. Они пробуждали в воинах силу и искореняли страх. Также образ характерника тесно связан с природой, с пониманием того, что если мы что-то берем, то нам надо будет что-то отдать взамен.
— Вместе с казаком на рисунке изображены пес и лис. Что они значат?
— Казак-характерник вышел на рассвете поймать лиса, но не нашел его. Герой взял с собой верного пса, который бы помог ему найти зверя. Но пес отыскал только хозяйскую люльку.
А сам лис спрятался у козака на голове. Я изобразил лиса неслучайно. Это и славянское тотемное животное-оберег, и символ гибкого, живого ума, мудрости. Этот лис-символ находится рядом. Те люди, которые ведут поиск, рано или поздно находят искомое.
Казак-характерник тоже ищет, обретает мудрость, приходит к ней. Он пока не замечает лиса, который совсем рядом. Но еще немного – и он поймет, он найдет то, что так долго искал. Это словно зависшее действие, остановленное мгновение.
— Какие еще смыслы и образы вы подготовили для вдумчивого зрителя?
— Казак едет на коне по полю диких ирисов. Это растение — мужской цветок. Он очень редкий, занесен в Красную книгу и произрастает только при благоприятных условиях. На моей картине ирисы и растут, и цветут.
На рисунке я создал теплую, нежную цветовую гамму, ведь это летнее утро. Человека, который всецело погружен в свои дела, свои заботы и проблемы необходимо взбодрить. А лучшего времени, чем утро, для этого не найти. Это начало дня, начало света. Мне хотелось передать это зыбкое состояние перед восходом солнца – все в сизой дымке, таинственное.
— На Ваших рисунках много орнаментов. В работе «Пан Днепра» Вы тоже используете узоры. Расскажите о них.
— Орнамент на шароварах – растительный. Я хотел выполнить его в стиле модерн. Да и сама композиция рисунка вышла модерновой – и цветы, и пластика форм казака, и графическое решение всего изображения. Чтобы подчеркнуть этот стиль, я решил вплести растительные орнаментальные мотивы. А создаю я их, смотря на природу, ее линии, а также вдохновляюсь украинскими народными орнаментами.
— Мы привыкли, что «пан» – это уважительное обращение к человеку. Часто говорим: «Пан, пане». Но ведь если вспомнить мифологию, «Пан» — божество, дух природы. Вкладывали ли Вы этот смысл в свою работу?
— Да, изначально я думал о Пане как о мифологическом персонаже. У Михаила Врубеля есть одноименная картина, которая в свое время меня очень впечатлила. И когда я трудился над своей работой, то не раз вспоминал созданный художником образ. Но в общем контексте я не ставил себе задачу полностью погрузиться в мифологию. Здесь мне нужно было, чтобы все четыре работы серии были цельными. Поэтому я решил совместить Пана мифологического и пана-господина, пана-хозяина на своей земле.
— Вы создаете муралы на стенах многоэтажных домов. Но как удается разметить такие огромные площади, не потеряться на них?
— Выполнить задуманный рисунок в масштабе – нелегкая задача, которая требует вдумчивого подхода. Но, честно говоря, работая на стене, я доверяю своему чутью, рисую «на глаз». Я выделял для себя общие формы, большие пятна. Брал краски нейтральных цветов и вписывал в эти пятна более мелкие детали. А потом спускался, отходил и смотрел. Например, надо сделать на пол-этажа выше или ниже, меньше или больше. Корректировал и начинал заливать цветом, который помогает отделить одну форму от другой.
Также мне необходимо было совместить две половины дома. И чтобы создать гармоничное изображение, нужно было решать, где расчленить единую форму – козака, коня, пса. Я пытался выбрать такие места, где не прерывались бы ни рука, ни нога, чтобы вся картина воспринималась одним целым. То, что рисунок разделен на две половины, как мне кажется, оставляет некую недосказанность, делает его более выразительным.
— Случались ли с Вами во время работы над рисунками веселые истории, курьезы?
— Да, недавно был один случай. Мы спрятали все наши инструменты и вещи в подвал. Но нашлась лазейка, и два молодых человека залезли туда и перетянули кабель на другую сторону помещения. Утром мы с ребятами открываем дверь и видим, что главного кабеля питания для подъемника нет! Тогда мы пошли в самый дальний угол подвала и обнаружили пропажу. А также двух воров, сидящих там. Вызвали полицию. Таким образом, поймали злоумышленников «на горячем».
— Как жители Днепра реагируют на граффити? Есть ли обратная связь?
— В основном реакция людей на рисунки позитивная. Люди, проходящие мимо, останавливаются, смотрят. Бывает, приходится рассказывать, объяснять и предлагать отойти, чтобы взглянуть на работу издалека и увидеть картину в целом.
Когда я спускаюсь, то часто внизу меня уже кто-то ждет, чтобы сказать что-то, о чем-то спросить. Например, почему именно такой цвет, такая форма, давно ли занимаюсь. Там, на высоте, со мной только музыка, поэтому, вернувшись на землю, я рад поговорить с человеком о рисунке, уделить время, хоть и устал.
Многие меня спрашивали, что я хочу сказать городу, какой месседж заключен в рисунках. Я хочу сказать всем людям, что посыл однозначно добрый и светлый. Мне хочется, чтобы народ не хмурился, взбодрился, двигался в лучшую сторону, к добрым делам. Это однозначно свет, без каких-либо противоречий. Это свет, идущий к человеку. Я хочу, чтобы люди шли к добру вместе с природой.
— А что слушаете, когда рисуете граффити?
— В наушниках играет хип-хоп инструментал. Мне нравится это музыкальное направление.
— Какие цвета используете в работе? Сколько нужно краски, чтобы создать рисунок на одном доме?
— В работе использую очень много желтого – всю растяжку от светло-желтого до оранжевого и красного. Также много рисую синими, фиолетовым. В своих работах я хотел показать, насколько богат цветами мир. Люди зачастую не задумываются над этим, считая, например, что есть просто синий и голубой. А ведь есть и ультрамарин, и глубокий темно-синий, и индиго… Всего в работе могу использовать до 50-ти оттенков. На каждый дом уходит около 500 баллонов краски.
В «Пане Днепра» я хотел создать не жаркий, а наполненный светом цвет, который колеблется и кажется нам то теплым, то холодным.
— Есть ли у Вас мечта реализовать какой-то грандиозный проект?
— У меня была шальная мысль нарисовать мурал на стенах небоскреба. Возможно, разрисовать не полностью все здание, но какую-то его часть.
— Как проводите в Днепре свободное время?
Езжу с супругой в чайную, ведь люблю чай и душевные беседы за ним. Также я привез сюда велосипеды, и мы с женой совершаем велопрогулки по Днепру.
Материал подготовила
Владлена Скаченко