Должно быть, многие жители нашего города видели, как над самим Днепром, на огромной стене одного из домов совсем недавно начал появляться рисунок. Но кто же его создатель? И как трактовать символы и образы, наполняющие эту работу? Корреспонденту Misto News удалось пообщаться с автором мурала, харьковским стрит-арт художником Александром Бритцевым.
— Расскажите, пожалуйста, как родилась идея нарисовать в Днепре мурал?
— В реализации проекта участвуют две организации – «M-City» и «Art United Us», которые поддерживают создание муралов в украинских городах. Днепровская команда «M-City» нашла подходящую локацию и предложила мне создать рисунок. И я согласился, придумал тему, нарисовал эскизы и перенес их на стену дома.
— Расскажите, пожалуйста, о символике рисунка. Какие визуальные знаки можно встретить, рассматривая мурал?
— Мурал называется «Пани Днепра». Это собирательный образ. Когда я приехал в Днепр, погулял по его улицам, то увидел, что река – это символ города, важная часть его жизни. Люди издавна селились у воды. И мне хотелось создать образ, который бы символизировал благополучие.
Пани Днепра держит в руках тыкву. В это изображение я вкладывал такие понятия, как богатство, уют, достаток в доме. А сама девушка, словно богиня, которой птицы подносят дары.
Каждую тыкву я украсил орнаментом. Например, есть замки и ключи, которые символизируют отношения между людьми. Ведь часто бывает так, что не всегда есть ключ от нужного замка или есть замок, но нет к нему ключей. На моем рисунке есть и ключ, и замок, и они подходят друг другу.
Я долго смотрел на город с высоты. И мне показалось, что правый его берег – это Нью-Йорк, левый – Мексика, а между ними – Гудзон.
— Чем рисовали на стене дома? Долговечным ли будет рисунок?
— Рисунок я выполнил акриловой краской-аэрозолем в баллонах. Она водостойкая, нечувствительная к плохим погодным условиям, должна держаться хорошо. Планирую окончить работу в течение этой недели, все будет зависеть от погоды.
— Как справлялись с морозами? Ведь на дворе -20.
— Меня спасало солнце. Возможно, даже психологически. Мне казалось, что оно греет. Безветренная погода сыграла немаловажную роль. Экипировка для работы тоже подходящая. С ней никакие морозы не страшны.
— Как давно занимаетесь стрит-артом? В каких еще направлениях развиваетесь?
— Стрит-артом занимаюсь давно, а первые удачные работы датируются двухтысячными. Окончил художественную школу, училище, потом академию. Занимаюсь двумя направлениями – и станковой живописью, и монументальной. Зимой обычно работаю в мастерской, а в теплый период года выхожу на улицу. Создавать рисунок на стене – это интересно, это совсем другое мышление.
— Как преодолевали страх высоты?
— Поэтапно. Сначала поднимался до половины строения, чтобы привыкнуть. Если надо подняться на 12-й этаж, я поднимался на 14-й, а потом спускался. Так мне было спокойнее, казалось, что я ближе к земле.
— Будете ли еще рисовать в Днепре? Есть ли новые задумки, проекты?
— Да, буду рисовать. Пока не могу всего рассказать, но знаю, что создам еще несколько работ в этом году. Это будет серия.
— Где ищете вдохновение?
— Вдохновение я всегда ищу в природе. Здесь меня вдохновила река. Я поднимаюсь, смотрю на нее. Эта стихия очень красива, мне кажется, она всегда может вдохновлять.
— Как происходит общение с локацией, на которой создается граффити? Что интересного происходило, пока вы работали над муралом в Днепре?
С любой локацией происходит своеобразное столкновение, понимание-непонимание… Знакомство с местом, где будет рисунок, мы называем квестами. Обычно это технические моменты, какие-то сложности. Например, не вешается люлька из-за того, что крыша под наклоном. Или не может подъехать подъемник, потому что это проезжая часть. И приходится работать ночью. Даже случается, что ключей от крыши ни у кого нет. Бывает, и краску у художников воруют.
А в Днепре рядом со мной всегда были птицы. Так как я работал на большой высоте, ни с кем не мог общаться. Но меня окружали пернатые. Прилетали вороны. Наверное, им было интересно, что я делаю – кружили прямо над головой. Чайки, голуби совсем не боялись близко подлетать. А один раз даже сокол сел на подвесную люльку. Возможно, он хотел на меня напасть. Я обернулся — и увидел, что он на меня пикирует. Но все закончилось тем, что птица села на угол дома и внимательно следила, как я рисую.
— Случались ли в Вашей практике веселые истории, курьезные моменты?
— Однажды мы грунтовали стену. Это был начальный этап работы. Люди стали возмущаться, что вот была такая красивая стена нейтрального цвета, а мы ее в белое выкрасили, теперь она – бельмо на глазу. Мы начали объяснять, но жители настойчиво просили вернуть прежний цвет. Правда, потом все увидели, что мы рисовать собираемся и больше не требовали все перекрасить.
А вот недавно, осенью, в Каменце-Подольском тоже был случай. Рисовали ночью. Надо было перенести линейный рисунок на стену с помощью проектора. Я работал, обводил контур. Одна из жительниц подумала, что я что-то делаю с проводами. Наверное, она предположила, что нарисованная линия – это кабель, а я его ночью режу! Даже кричала мне, чтоб я не трогал, что там электричество (смеется).
— Будучи человеком искусства, какой месседж Вы бы хотели донести до людей ?
— Я бы хотел, чтобы люди никогда не думали, что у них нет времени. Чтобы всегда находилось время для создания чего-то своими руками. Видя, что художники могут рисовать на таких больших высотах и плоскостях, хотелось бы, чтобы каждый находил свободную минуту и что-то создавал, не боясь недоспать, поработать вечером, встать пораньше и заняться тем, к чему стремится душа.