Общение – это всегда многосторонний процесс, в который вовлечены как минимум два человека. То, насколько эффективно складывается общение, зависит от всех его участников. Это как танец, в котором от слаженных действий зависит общий результат.
Чтобы стать мастером общения, важно развивать самые разнообразные навыки: это и ораторское мастерство и умение управлять конфликтом.
Не думайте, что если вы будете следовать простым правилам – больше слушай, меньше говори, не перебивай, соглашайся и другим советам в стиле Карнеги – вы непременно улучшите свои навыки общения. Да, возможно, кто-то любящий поговорить сочтет вас хорошим собеседником, но в неформальном общении большинству людей неинтересны статичные, постоянно кивающие слушатели. Впрочем, также, как и слишком много говорящие. Найти золотую середину, практиковаться и работать над собой – вот те задачи, которые необходимо решать для того, что улучшить навыки общения. Ниже – несколько ценных советов.
Импровизируйте
Проблема в том, что мы часто подходим к общению слишком формализовано. «Привет/Привет» — «Как дела?» — «Нормально». И вот на четвертой фразе потенциал диалога угас. Почему? Потому что это – формальный диалог, состоящий из дежурных слов. В действительности никому не интересно, как у вас дела, и вы это прекрасно понимаете. Как можно улучшить навыки общения при таких начальных условиях? Правильно – никак.
Импровизация — это единственный способ придать общению динамику, наполнить его новизной и энергией.
Импровизируйте. Спросите не дежурное «как дела», а «как доехал(а)», «как спалось», «как поживает собачка» и т.д. В общем-то, на этом этапе содержание коммуникации не важно абсолютно. Важно пробудить в человеке интерес.
Здесь следует предостеречь читателя: импровизация всегда должна иметь границы. Иногда она может быть воспринята как чересчур навязчивая, нетактичная или оскорбляющая. Таких моментов, конечно, следует избегать.
Заговаривайте с людьми в публичных местах
Инициация диалога с незнакомыми людьми в публичных местах – хороший способ улучшить навыки общения.
- Что вы приобретаете:
- учитесь импровизировать;
- убеждаетесь, насколько люди разные;
- улучшаете способность разбираться в людях;
- повышаете собственный уровень общительности;
- увеличиваете вероятность встретить интересного человека.
Многие думают: «как же я проявлю инициативу и заговорю с незнакомым человеком, ведь это же неприлично?!». Выбросьте это из головы! Другие люди, также как и вы, в большинстве своем, испытывают трудности в общении и будут рады перекинутся парой слов с незнакомцем/незнакомкой. Это никого ни к чему не обязывает.
Не стесняйтесь! Заговаривайте с незнакомцами прямо на улице.
Мы, конечно, не призываем вас к инициации диалога со всеми подряд в любой ситуации. Все должно быть уместно и тактично. Вот, например, вы находитесь в супермаркете и не знаете, какой сорт помидоров вам выбрать. Нет ничего проще, чем спросить у такого же покупателя, как и вы. Поверьте, вам с радостью расскажут обо всех вкусовых нюансах того или иного сорта.
Развивайтесь, становитесь интереснее
Есть неплохая шутка: «Прежде чем читать мне нотации о том, что я слишком много времени провожу за смартфоном, постарайтесь стать хотя бы немного интереснее смартфона». У любого общения есть цель.
- В качестве цели чаще всего выступают:
- решение имеющейся проблемы;
- получение информации;
- эмоциональная поддержка.
Если вы не можете помочь в решении проблемы, не владеете информацией и эмоционально отстранены, то вы не сможете стать интересным собеседником. Поэтому развивайтесь, совершенствуйтесь, достигайте. Делайте так, чтобы общаться с вами было выгодно.
Не доказывайте, но излагайте
Совсем без споров общаться невозможно. Все мы очень разные, имеем собственные точки зрения на те или иные вопросы, живем в социуме, который тоже неоднороден.
Излагайте свою точку зрения сдержанно и прислушивайтесь к мнению собеседника.
То, что разные мнения в разговоре могут столкнуться – в этом нет ничего страшного. Даже полезно:
- позволяет совершенствовать навык общения;
- делает вас интересным собеседником;
- проясняет те или иные нюансы.
Только не принуждайте человека к тому, чтобы он с вами непременно согласился. Изложите свою точку зрения и на этом остановитесь. Имеющий уши, услышит.
Избегайте монолога
Общение – это двусторонний процесс. Не превращайте его исключительно в монолог. Стимулируйте обратную связь: «как ты думаешь?», «с тобой не случалось такого?», «что бы ты сделал(а)?» и т.д.
Смотреть или не смотреть в глаза?
Для любого человека постоянный взгляд создает напряжение. Но и обратная ситуация – когда взгляд всегда блуждает где-то рядом – тоже не способствует формированию доверительных отношений.
Периодически возвращайте взгляд на собеседника, чтобы невербально подтвердить свое присутствие и подчеркнуть заинтересованность в общении.
И последняя рекомендация: будьте естественны и сохраняйте непринужденность. Общайтесь легко, улыбайтесь и излучайте положительные эмоции. Невербальная сторона общения имеет огромное значение. Люди более склонны входить в контакт с жизнерадостными и уверенными в себе собеседниками. Так будьте им!