В Днепре завершился фестиваль «Конструкция»

30 мая – 5 июня в Днепропетровске проходило грандиозное арт-событие – фестиваль современного искусства и медиа в городском пространстве «Конструкция». В течении недели в нашем городе представляли свое творчество художники и музыканты из 10 стран мира: Франции, Швеции, Дании, Японии, Германии, США, Чехии, Польши, России и Литвы.

Организатором фестиваля выступила днепропетровская НГО «Kultura Medialna».

«Фестиваль проходит уже третий год. И каждый раз самое приятное – это продумывать концепцию мероприятия», — рассказывает о подготовке феста Катерина Русецкая, член команды организаторов.

«Мы пытаемся проверять общество на лояльность к проявлению себя и своего внутреннего «Я», а также к разнообразию взглядов и художественных практик».

«В рамках фестиваля проходят разнообразные мероприятия – от зрелищных до исследовательских. Немало и экспериментальных проектов, которые далеко не всегда воспринимаются должным образом. Наша цель – расширить границы этого восприятия» — рассказывает Катерина.

«Самое трудное – находить подходящие места для культурных событий, — отметила организатор. — Ведь нередко оказывается, что здания, которые являются знаковыми для города, находятся не в коммунальной, а в частной собственности. И нам не удается построить конструктивный диалог с их владельцами».

Несмотря на все трудности, мероприятия «Конструкции» состоялись в 10 локациях Днепропетровска. А во время подготовки и проведения феста были задействованы около 40 волонтеров.

Фестиваль стал ярким и запоминающимся. 30 мая, во время официального открытия программы, японский художник Кента Накагава представил интерактивную пространственную инсталляцию «Inner Mind Architecture». Эта работа – синтез различных художественных направлений.

Материалами для инсталляции стали свет, звук, дым и полупрозрачные экраны.

Примечательно, что проект японца экспонировался в 2013 году в церкви Св. Гертруды (г.Кельн), а также в 2015-м на Венецианском Арсенале. В Днепре локация для экспозиции была выбрана нестандартная – областная филармония – памятник градостроения советской эпохи и яркий пример преконструктивизма в архитектуре.

«Америка, Китай, Европа не часто соглашаются на такую инсталляцию. Для них она слишком большая и трудная в исполнении. Я рад, что в Украине получилось реализовать проект», —  рассказывает  Кента. — «В установке работы было немало сложностей, например, краткие сроки. В течении трех дней мы готовились к открытию, работали даже ночью».

«Самое главное в моей работе – это большая форма — пространство, в котором находится инсталляция, а также архитектура света» — говорит Кента.

В день открытия инсталляция демонстрировалась дважды. Интересно, что во  время второго показа произошел своеобразный диалог между произведением искусства и зрителем. Люди увлеченно входили в пространство между развевающимися прозрачными экранами, застывали в трепещущих лучах света. «По задумке, за инсталляцией лучше наблюдать издалека. Но непосредственное участие зрителя, соприкосновение его с работой – это еще одно эстетическое переживание» — говорит художник.

Днепропетровский художник-аниматор Никита Лыськов считает, что, среди прочих видов современного визуального искусства, в Днепропетровске нужно развивать анимацию.

«Даже представить себе не могу, что такое может происходить в этой советской филармонии!» — делится впечатлениями он. Примечательно, что Никита является не только гостем фестиваля, но и его участником. «На закрытии феста я создаю  визуальное сопровождение для одного из музыкальных выступлений. Основная тема видеоряда – нуар, загробная тематика», — говорит Никита. 1 июня в рамках фестиваля прошло открытие выставки «Дефицит интенции».

В просторном помещении творческой мастерской «Ксі Простір» переосмысливался образ художника советской эпохи. Создатели проекта пытались разобраться, становился ли творец ремесленником в стенах художественного комбината.

Необычная стилизация, воображаемый «красный уголок» плавно подводили зрителя к размышлению о том, как современный человек борется со стереотипами, навязанными ему культурой прошлого и настоящего.

Надия Коваль, автор идеи и организатор «Ксі Простір»,  раскрывает основной месседж проекта: «Интенция – это направленность внимания и восприятия на какой-либо объект. Говоря о дефиците интенции, мы имеем в виду то, что само здание Художественного комбината находится вне внимания широкой общественности, о нем знают единицы. А ведь здесь творилось искусство прошлого и создаются произведения настоящего».

«Когда мы ровно год назад организовывали здесь студию, то  столкнулись с тем, что в заброшенной мастерской осталось очень много вещей, принадлежавших творцам ушедшей эпохи. Через эти безмолвные артефакты все еще можно почувствовать, чем жили, о чем думали и как работали художники прошлого, — рассказывает Ива (слева), автор проекта и соорганизатор «Ксі Простір». — Мы многое сохранили и теперь решили поделиться нашими находками с окружающими».

Среди посетителей мероприятия была и Марина Москалева. «Я давно хотела побывать на Худкомбинате. И вот теперь я здесь, — говорит девушка. —  Хочу сказать, что выставка очень актуальна. Сейчас мы переживаем период кризиса. Не работают старые понятия и символы. В рамках, созданных ранее, уже становится тесно. Это касается и гендерных вопросов».

Марина — организатор и активный участник акции «Flowers of democracy», которая направлена на пересмотр роли женщины в современном обществе. Акция проходила в Днепропетровске в рамках Конструкции – 2015, а также в Киеве и Лондоне. В 2016-м, по словам Марины, акция состоится еще в нескольких украинских городах.

Чрезвычайно насыщенной была и музыкальная сторона «Конструкции». Локации, выбранные для мероприятия, также приятно удивляли зрителей. Например, 1 июня в Научной Библиотеки ДНУ им. Олеся Гончара прошел концерт экспериментальной музыки.

Расположившись между папоротников и пальм, растущих в центральной части библиотеки, музыканты создавали атмосферные композиции. А слушатели наблюдали за необычными выступлениями из галерей, окружающих атриум.

Андрей Палаш, член команды организаторов и куратор аудиопрограммы, рассказал: «На фестивале представлена, в основном, электроника. Акцент мы сделали на экспериментальной составляющей. Пытались добавить нотку авангарда и абсурда, приглашая коллективы, которые играют необычную музыку.

«Главная цель — сдвинуть слушателя с точки привычного восприятия мира. А сами музыкальные мероприятия я назвал бы не просто концертами, в традиционном понимании, а настоящими саунд-перформансами».

«Я очень заинтересовался приглашением на украинский фестиваль. Хочу сказать, что Днепр – чудесный город. Особенно меня впечатлила индустриальная архитектура, – сказал  Давид Сабель. — Что касается моей музыки, то она объединяет в себе драм и нойз. Также присутствует эмбиэнт- звучание».

Музыканты-электронщики Давид Сабель и Исаак Эльд приехали в Днепропетровск  из Швеции.

Музыкальные инструменты иностранных гостей заслуживают отдельного внимания.

Исаак Эльд рассказал: «Я создаю музыку с помощью овощей: пропускаю сквозь них сигнал и контролирую исходящий звук. Также использую простые синтезаторы. А один из инструментов я собрал сам – это машина, на которой можно рисовать, добиваясь при этом необычного звучания»

Вместе со шведскими музыкантами выступал перед гостями фестиваля и Эмиль Нельсен из Дании.

«Мою музыку можно назвать электроакустической – это микс электронных звуков и акустической составляющей. Например, я предварительно записываю звучание различных музыкальных инструментов, а потом использую его во время концерта, играя на синтезаторе, — говорит Эмиль Нельсен. Что касается места моего выступления – библиотеки – то оно очень интересно и необычно. Но с этим зданием приятно работать: даже самый слабый звук прекрасно слышен в этих стенах».

«Мне всегда была интересна советская архитектура, постройки 50-70-х годов. Особенно запомнилось здание Дворца культуры им. Ильича. Посещение этой локации стало для меня необычным опытом», — делится впечатлениями  датчанин.

Среди слушателей концерта были молодые днепропетровские художники и дизайнеры.

«В Днепропетровске необходимо развивать перформативные искусства – современные  театр и танец», — считает художница Алена Загребельная. Также девушка отметила, что представителям локального арт-сообщества недостает опыта, а местным произведениям современного искусства – качества исполнения.

«Глядя на сложившуюся ситуацию у нас в городе, мне порой кажется, что не искусство спасет мир. Обратить взор стоит на сферу образования. Мне бы очень хотелось организовать благотворительный фонд, основной задачей которого была бы помощь учителям» — делится художница. «А в искусстве нужно быть честным. И в первую очередь, честным перед собой» — считает Алена.

Саунд-перформансы и музыкальные воркшопы проходили  и в более приспособленных для этой сферы локациях.  Вечером 3 мая в Днепропетровской областной филармонии состоялся концерт электроакустической музыки.

На сцене выступали как украинские музыканты из коллектива DZ`OB, так и иностранные гости.

Том Тэрриэн на фестивале представлял Францию. «Я играю на фортепиано. Сегодня презентую соло-проект. Используя компьютер, электропианино и синтезатор, я пытаюсь наполнить свою музыку светом и передать этот эмоциональный заряд аудитории» — говорит Том.

Рассказал музыкант и о впечатлениях от Днепропетровска. «Запомнилась прогулка в метро. Люди — прекрасны и открыты, очень естественны. Я действительно ощущаю себя в незнакомой стране – не могу ничего прочесть! – смеется Том. — Но слушая речь, понимаю, что язык очень музыкален и певуч».

Ян Буриян и Микаэла Шведова приехали на фестиваль из Чехии. Дует презентовал проект под названием «TYTO ALBA».  «Нас вдохновляют места, в которых мы играем. И это далеко не концертные залы. Наша задача – следовать музыке. Часто мы записываем различные звуки: шумы улиц, звучание зданий, в которых нам удалось побывать. А потом воспроизводим все это во время выступлений» — рассказывает Ян.

«Филармония – это место с особой волшебной атмосферой и своей тайной. Когда я репетировал здесь, меня ни на минуту не покидало ощущение, что вокруг — не пустые пространства, а сотни смотрящих людей. Но, на самом деле не было никого» — делится впечатлениями музыкант.

Стоит отметить, что на фестивале была представлена не только развлекательная программа. В течении всей недели в музее «Литературное Приднепровье», Городском дворце детей и юношества, а также в Арт-центре «Квартира» проходили образовательные мероприятия. Лекции и дискуссии были посвящены современному танцу, архитектуре и новым художественным практикам.

В субботу, 4 июня в Арт-квартире выступал Френк Клафс, немецкий музыкальный публицист, менеджер лейбла в Piranha Musik (Берлин) и Gee Street Records (Лондон). Во время дискуссии обсуждалась актуальная для многих больших городов тема – джентрификация.

Как известно, джентрификаация — процесс обновления непопулярных городских кварталов. Бедные районы превращаются в дорогие и фешенебельные, а прежние их обитатели уже не могут оплачивать взлетевшую до небес арендную плату, уступая место урбанизированной креативной молодежи с высоким уровнем доходов и обеспеченным представителям богемы. Как следствие, во многих городах постепенно исчезает уникальная андеграундная культура, на смену которой приходят культурно гомогенизированные  сообщества. Также во время субботней дискуссии поднимались вопросы социальной интеграции мигрантов и изменение города под их влиянием.

  • ИНТЕРЕСНО

Несмотря на то, что днепропетровский фестиваль «Конструкция» подошел к концу, некоторые проекты еще продолжают действовать. Выставка «Дефицит интенции» продлится до 20 июня, а инсталляция «Без места» (Южный железнодорожный вокзал) — до 19 июня.

Также команда организаторов феста поделились дальнейшими планами. В июле «Kultura Medialna» открывает летнюю арт-резиденцию, в которой примут участие медиа-художники и дизайнеры из Украины, Германии, Грузии, Молдовы, Беларуси и России.

Проект был реализован при поддержке Евросоюза в рамках программы «CHOICE — Культурное Наследие: Возможности Повышения Гражданской Активности».

Читайте также:

  • В Днепропетровске обучали искусству готической каллиграфии
  • 14-летний днепропетровский «Моцарт» сыграет в Милане?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Алина Орлова / автор статьи
«Странно говорить о дискриминации и ущемлении прав в век вроде бы полного принятия и толерантности» — так начинается история информационного портала «ВIЧЕ».
VICHE
https://teleportrooms.com/