2 марта 1917 года Екатеринослав узнал о том, что в России, в этой многовековой монархии больше нет царя. В эти первые тёплые весенние дни горожане, уткнувшись в утреннюю газету, кто с изумлением, а кто с долгожданной радостью прочли очень сухое и краткое объявление губернатора Андрея Чернявского.
Он объявлял приказ генерал-губернатора Одесского военного округа (в округ входили три украинских губернии – Херсонская, Екатеринославская и Таврийская, а также Бессарабия) Михаила Эбелова сохранять спокойствие в связи с падением царизма.
«Народные беспорядки последний дней в Петрограде прекращены вмешательством Председателя Государственной Думы Родзянко, ставшего во главе Особого Комитета из числа гласных этой Думы. Комитет этот…озабочен лучшим устройством нашего тыла. Но успех этой…работы возможен только при условии строгого порядка среди рабочих и населения. Враг не дремлет…Каждый должен помнить, что поддерживая порядок и спокойствие, он вместе с нашей героической армией защищает этим себя».
Новость передавалась из уст в уста и ещё несколько дней доходила до отдалённых уездов, волостей и сел губернии. А сухой и лаконичный в печати губернатор Андрей Чернявский лихорадочно связывался с Петроградом и ждал оттуда указок – вакуум власти в губернии мог обернуться очень трагично, — в городе ещё помнили баррикадные бои во время революции 1905 года. Впрочем, все обошлось благополучно – на улицы не хлынули мародёры, падение самодержавия особого разочарования у горожан не вызвало, хотя ещё два года назад екатеринославцы помпезно встречали Николая ІІ на вокзале и по всему городу. Теперь же в городе не нашлось ни одного авторитетного голоса в его поддержку.
Как, например, в той же столице военного округа, — Одессе, где генерал-губернатор после своего приказа арестовал все промонархическое руководство города. По иронии судьбы Михаил Эвбелов, снятый со своего поста в 1919 году, дует расстрелял большевиками «за симпатию к монархии». Губернатор Чернявский, публикуя объявление, еще не догадывается, что станет тут последним губернатором, что ему дадут красиво уйти в отставку через два дня. В итоге, опытный чиновник отойдёт от большой политики, наблюдая за кошмарами той эпохи из солнечной Грузии. Его фамилию мы встретим только в 1937 году в расстрельных списках НКВД.
Что интересно, глава российской ГосДумы Родзянко, потребовавший у царя отречение от престола, – наш земляк. Дворянин из села Попасная Новомосковского уезда (ныне село в Новомосковском районе носит то же имя) после стремительной карьеры, революция выгонит его в далекий Белград, где он и умрет своей смертью.
Источник: «Украинская революция 1917-21 гг.на Поднепровье»/ Государственный архив Днепропетровской области
Автор Макс Мирошниченко