Слухи о подземных ходах под парком Шевченко и Соборной (Октябрьской) площадью уже две сотни лет будоражат горожан. На сегодняшний день доступ в подземелье закрыт, а темных пятен и загадок больше, чем реальных фактов.
Официально 1787 год считается годом основания Екатеринослава. Именно тогда императрица Екатерина II заложила первый камень Преображенского собора. Город создавался на месте нескольких казацких поселений и по задумкам князя Потемкина должен был стать южной столицей Российской империи. Ни сил, ни ресурсов не жалели – в строительстве были задействованы 12 полков. Однако успели достроить только Потемкинский дворец. Вспыхнула новая русско-турецкая война, а затем умер и сам Потемкин, руководивший развитием края. Вскоре умерла сама Екатерина II и жизнь в городе замерла на многие десятилетия.
Дворец Потемкина оказался заброшенным и медленно разрушался силами ветра и дождя. Вода лилась через обвалившуюся крышу, уничтожая архивы князя, а вместе с ними вероятно и чертежи собора, дворца и подземных тоннелей. Только через полвека здание было восстановлено. Тогда же был достроен и Преображенский собор, однако это уже было совершенно другое здание, размером в шесть раз меньше запланированного. Много нареканий расползлось по поводу масонского предназначения собора. Действительно, строительство происходило в эпоху расцвета тайных масонских лож, да и сам Архитектор собора Андриян Захаров был масоном. Некоторые элементы архитектуры, например всевидящее око на центральном входе, также относят к масонским. Священники возражают, что такие символы используются и в православии, да и достоверных фактов отношения собора к масонам не установлено.
По словам местного историка Максима Кавуна, на территории храма есть подземные пустоты, переоборудованные в советское время под бомбоубежище. Ведут ли они куда-то — вопрос открытый. Якобы, один ход идет от храма в сторону бывшего военкомата. Кроме того, жители дома на углу проспекта Яворницкого и Соборной площади рассказывают, что от их дома есть ход. До революции там был дом священников собора. И якобы от их дома был прорыт ход, чтобы священнослужители во всем облачении могли по нему перемещаться и выходить на службу. Известно, что такие ходы нередко строили в других храмах.
От себя добавлю, что в 23-й школе, в которой я учился и которая находится на проспекте Яворницкого в сотне метров от Преображенского собора, тоже имеются большие подземные помещения. Мы с одноклассниками несколько раз пробирались туда через подвал, который забывал закрыть трудовик. Оттуда вел ход еще глубже, в просторное и длинное бомбоубежище, заваленное противогазами и разным хламом. В дальней части убежища была закрытая дверь, и ходили слухи, что за ней находится проход в систему тоннелей. Впрочем, это были только слухи.
Потёмкинский дворец может считаться одним из старейших зданий Днепра, с той оговоркой, что во время второй мировой войны он был частично разрушен, а на его месте советские власти построили совсем другое здание, так что дворец утратил первоначальный вид.
Наличие подземелий зафиксированы в воспоминаниях жены регента архиерейского хора Александры Молчановой, напечатанных в Екатеринославском юбилейном листке 1787-1887 гг. «В первые годы жизни моей в Екатеринославе мне не раз приходилось слышать, что из дворца Потемкина есть к Днепру подземный ход… — писала Молчанова. — В начале шестидесятых годов (XIX века), когда новые обвалы провалья подошли близко к юго-восточному крылу дворца, тогда еще стоявшему в полуразрушенном виде, открылось отверстие подземного хода, выложенного из кирпича в виде арки. Многие пробовали входить в него, но дальше 10 сажен не могли, потому что свечи и фонари гасли и дышать было очень трудно. До конца пятидесятых годов не знали, что под средним корпусом дворца есть подвальный этаж, так как со стороны сада земля возле дворца была высока и скрывала под собой двери. А когда одним летом жил во дворце предводитель дворянства г. Миклашевский, то эту землю приказано было срезать, чтобы возле дома развести цветник. И тогда были открыты двери в подвальный этаж, в одной из комнат которого, говорят, было найдено какое-то старое оружие и два скелета».
Знаменитый историк Дмитрий Яворницкий также писал о ходах: «В 1914 году, во время прокладки канализационных труб в городе Екатеринославе, возле дворца Потемкина открыт был на глубине сажени подземный ход, в котором можно свободно двигаться человеку во весь рост. Свод сложен из кирпича типа XVIII века. Под ходом открыта была ниша, сложенная уже из дикого камня, в которой можно только сидеть или же стоять не во весь рост, а на коленях. Провал в подземный ход был обнаружен как раз против парадных дверей дворца. Он идет к западу, параллельно саду, и к востоку, где теряется в глубоком овраге. Как велик тот ход и что в нем находится, неизвестно. За неимением средств на основательное обследование того хода, был снят лишь небольшой план его, помещенный в местном историческом музее». К сожалению, во время войны и этот план был утерян.
Ничего неизвестно и о предназначении ходов. Есть мнение, что это мог быть запасной выход на случай опасности, выводящий к реке. По другой версии они строились для увеселения публики, что нередко встречалось у дворцов той эпохи. Если принять во внимание масонскую версию, то лабиринты могли использоваться для оккультных обрядов. Тем более что в то время весь холм был покрыт степью, то есть являлся лысой горой, на которой по поверьям в вальпургиеву ночь собирается нечистая сила.
В интернете можно встретить сообщения о диггерах, пускавшихся в подземелья через люк в парке, но наткнувшихся на завалы, о двух подростках, задохнувшихся при исследовании ходов, а иногда и совсем сомнительные статьи про загадочную дверь в конце лабиринта, за которой колдовством заточены темные силы. Также мне доводилось слышать версию о ходе, который идет под дном реки Днепр и выходит на Монастырском острове.
Наверняка можно сказать лишь то, что спускаться в подземелья без хорошей подготовки и экипировки ни в коем случае нельзя. Отсутствие вентиляции, ядовитые газы, обвалы – вот то, с чем вероятно придется столкнуться. Хочется верить, что средства и желание на исследования появятся в будущем, и у города появится еще одна история.
Материал подготовил
Олег Решетняк