14-15 июня актеры львовского молодежного авангардного театра «Жуй» делились с жителями Днепра своим видением и пониманием творчества Николая Заболоцкого и Даниила Хармса. На сценах нашего города состоялись моноспектакль «Старуха» и поэтический концерт «Заболоцкий».
«Жуй»— театральный проект, главной целью которого является развитие авангардного театрального искусства в Украине. Создан он был в 2009 году, в Днепре. Но с 2014 года театр базируется во Львове.
Поиск новых выразительных форм, попытка передать мысли и внутренние состояния посредством художественного эксперимента над раскрытием и интерпретацией образов – вот основные задачи театра на сегодняшний день. По словам Германа, актеров и режиссера изначально интересовали спектакли авангардного характера, поэтому театр стал двигаться в направлении произведений писателей-модернистов и постмодернистов.Для постановок характерны соединение психоделических элементов и авангардной музыки, использование контактных импровизаций, которые в иносказательной форме повествуют о проблемах современного общества.
«Это те два человека, которые ставят театр на первое место и могут уделять ему все свое время и силы. Сейчас мы проводим репетиции 5-6 дней в неделю по 5-7 часов. На самом деле, существуют не так много людей, которые всецело могут отдаться театральному искусству!» — говорит режиссер.
Театр «Жуй» начал свои выступления в Днепре с поэтического концерта, который прошел 14 июля в малом зале Днепропетровского театрально-художественного колледжа. В тесном кругу любителей поэзии и друзей театра читались стихи Николая Заболоцкого. В программе были представлены 23 стихотворения и поэма «Деревья».
«Я чувствую, что одним из основных настроений поэтического концерта стал мотив разочарования. Но чтобы преодолеть эту разочарованность в окружающем мире, необходимо, прежде всего, начать меняться самому» — считает актриса.
15 июня на сцене Днепропетровского телетеатра состоялся показ моноспектакля «Старуха» по одноименной повести Даниила Хармса. Стоит отметить, что само произведение является дважды знаковым: как в творчестве самого писателя, так и в контексте современной городской среды, где предпринимается попытка декодировать и осознать идеи, заложенные автором.
Режиссер рассказал о процессе работы над этой постановкой: «Старуха» началась с видений. Помню, я сидел за столом, и мне неожиданно представились кубы. От кубизма воображение перешло к созерцанию картин в духе Малевича. Я стал быстро зарисовывать в блокнот увиденное. Так и родилась идея с использованием четких геометрических форм».
Задумка режиссера была успешно реализована в декорациях к спектаклю. А цвето-линейная сдержанность, лаконизм актерского костюма и грима напоминают зрителю известные работы автора «Черного квадрата».
Главную и единственную роль в спектакле исполняла Ксения Самохина. Вот, что говорит актриса: «Текст «Старухи» не из простых. Запоминается он легко, но чтобы в полной мере осознать мысль автора, требуется читать неоднократно и вдумчиво. Время – вот, что действительно помогает понять и сжиться с ролью».
Стоит отметить, что к показу спектакля «Старуха» труппа готовилась более года. «Репетиции начались еще до нашего переезда из Днепра во Львов, в 2014-м. Несмотря на кратковременный перерыв в подготовке, нам удалось воплотить задуманное», — говорит Герман.
Во время интервью режиссер поделился своими наблюдениями за театральной жизнью Львова и Днепра. «Интересно, что во Львове аматорских театров меньше, чем в Днепре. Но там больше стараются идти в ногу со временем, чаще обращаются к опыту европейских коллег. Примечательно, что используются методы, которые просто немыслимы на «совковых» сценах Днепра», — отметил он.
- МНЕНИЕ
Также режиссер сделал акцент на разных подходах к пониманию телесности и пластического решения спектакля. «Я с трудом представляю, чтобы обнаженные актеры вышли на подмостки театров Горького и Шевченко, или чтобы спектакль был бессловесным, состоящим исключительно из телодвижений. Наш зритель, наверное, еще не готов к подобному восприятию. Меня радует, что львовяне, несмотря на то, что и у них не всегда получается реализовать идею в полной мере, все равно пытаются быть в авангарде отечественного театрального процесса.
Примечательно, что в Днепре при поиске площадки для выступления не обошлось без некоторых трудностей. По словам режиссера, стоимость аренды помещений порой является для театра слишком высокой, так как вход на спектакли «Жуй» свободный. Зритель сам решает, поддержать ли труппу финансово. Стоит отметить, что Днепропетровский театрально-художественный колледж и Телетеатр пошли на сотрудничестве, предоставив свои залы для спектаклей бесплатно.
Читайте также:
- В Днепропетровске пройдет Kolir Fest Dnepr 2016
- В Днепре завершился фестиваль «Конструкция»