В июле 1918 года в Екатеринославе начала возвращаться к работе Дума дореволюционного состава. Что неудивительно, ведь если Украинскую Народную республику можно назвать украинской революцией, то гетьманат Скоропадского был уже контрреволюцией под сине-желтыми знаменами. На госслужбе, в армию и спецслужбы брали бывших царских чиновников только теперь они присягали на верность Ясновельможному Гетьману всея Украины и Украинской Державе.
Первые месяцы Екатеринослав вообще не имел городской Думы, — ее распустили еще в мае, потому что городские депутаты не признали гетьманский переворот в Киеве. Однако уже в середине лета в городе решили восстановить Думу, но дореволюционного состава. Новые-старые чиновники столкнулись с необходимостью увеличить городскую казну, с которой финансировались не только объекты городской инфраструктуры, но и, например, местное отделение Державной Варты, — силового крыла МВД Украины. Увеличить казну решили за счет тогдашнего мелкого и среднего бизнеса – в Екатеринославе ввели дополнительный налог на рекламные вывески и рекламные объявления. Теперь квадратный аршин (аршин, — чуть больше 70 см, а квадратный аршин составлял 70 на 70, то есть, 4900 квадратных сантиметров) вывески магазина, а также объявления на специальных столбах стоили собственникам вывески или распространителю рекламы 10 рублей (гетьманская гривна еще не вошла в оборот) в месяц.
Это спровоцировало совершенно неожидаемые последствия. Местные предприниматели начали массово снимать вывески или же просто их закрашивать краской, а потом засыпали местное торгово-промышленное сообщество обращениями о необходимости снизить налог хотя бы до 3-5 рублей. В итоге, в административном центре губернии размером с Чехию сложилась совершенно дикая ситуация, — многие горожане из-за нехватки рекламы путались и не могли найти нужный магазин, а город вообще пришел в неопрятный вид. Это продолжалось несколько недель, пока 14 августа городская Дума на специальном собрании не рассмотрела этот вопрос. В итоге после жарких дебатов и жесткой позиции гласных (так в то время назывались депутаты) решение вышло почти компромиссным: предприниматели должны были до конца 1918 года платить 10 рублей, а в следующем, 1919 году власти обещали пересмотреть налог в пользу предложенных торговцами предложений.
Городом в то непростое время руководил Иван Яковлевич Эзау. Управлять Екатеринославом в революционные годы было для него не впервой, — известный инженер был головой губернского центра в 1905 году, во время первой революции в России, когда в Екатеринославе существовала «Чечеловская республика», где не было городской власти, а на Баррикадной улице пролетарии сдерживали натиск силовиков. Иван Яковлевич оставил достойный след в истории города, — именно он стал разработчиком первого городского водопровода, он также спроектировал схемы проезда под строящимся Мереф-Херсонским мостом (его стройка началась в 1914 году и тогда же заморозилась). В 1918 году с падением гетьманата Скоропадского и началом второй украино-советской войны он эмигрировалл в Германию, а затем в США.
Автор Максим Мирошниченко