- Юный пианист Артем Терещенко отказывается от плеера и мечтает сыграть Шопена с оркестром
«Ни с чем несравнимо. Чтобы понять, каково это, лучше самому сесть за инструмент», — описывает процесс игры на рояле Артем Терещенко. К своим 14 годам он успел собрать все мыслимые первые призы на украинских конкурсах, и с легкой руки журналистов получил прозвище «Моцарта». Впрочем, юный талант очень скромен, и о себе говорит неохотно. Зато, когда речь заходит о музыке, в глазах загораются вдохновенные огоньки.
«Что бы такое еще сыграть?» — задает он вопрос и начинает наигрывать рапсодию Листа. С необычайной легкостью — музыка будто льется из-под пальцев.
— Мы это произведение еще даже не учили, — тихонько комментирует педагог Артема Ирина Анатольевна Притула. — Листа и профессиональные музыканты в 30 лет не всегда могут сыграть так чисто.
С Артемом мы встретились на занятии в школе искусств имени Олеся Гончара. Он как раз готовился к участию в одном из городских арт-проектов – серии концертов в торговом центре «Cascade Plaza».
Предыстория у этой идеи очень любопытная. В июне Артем намерен принять участие в престижном международном конкурсе «Piano Talants Competition». В случае победы он получит грант на обучение у мастеров с мировым именем. Само участие бесплатное, а конкурсные взносы, дорогу и проживание нужно оплатить самому. И юный пианист доказывает, что может собрать эти средства — благодаря удивительным способностям. Кстати, доказывает вполне успешно: только за одно выступление он собрал 10 500 гривен (около трети нужной суммы).
— Это именно музыкальный проект, а не сбор денег, — акцентирует педагог. — Сейчас мне хочется, чтобы на мальчика обратили внимание. На него и многих других талантливых детей (всего в концерте приняли участие десять одаренных учеников Школы искусств им. Олеся Гончара) . Вообще, есть такая идея — создать в городе фонд поддержки талантливых детей. Вот, в России, например, есть фонд Спивакова. Я считаю, что подобный должен быть и у нас. А Артем может стать «первой ласточкой».
Душа откликается на Шопена
Тайны классической музыки Артем постигает с шести лет. А уже в семь покорил первую сценическую площадку, став одним из лучших на конкурсе пианистов имени Шопена.
— Я не стала ему навязывать музыку как профессию, — вспоминает Ирина Притула.- Мы просто занимались — легко и непринужденно. Потом с такой же легкостью участвовали в конкурсах, получая призовые места. А когда в 11 лет он заявил мне, что хочет стать музыкантом, я сказала ему: «Держись, работы будет очень много».
Такой талант, как у Артема, заметен сразу, рассказывает педагог. И он проявляется не только в музыке. Пошел в детстве на хоккей — стал лучшим. Увлекся туризмом — исходил пешком весь Крым. Занялся рисованием – снова успешно. Сейчас вот увлекся скалолазанием. Мы сначала его отговаривали — боялись за его руки. Но вышло все наоборот — спорт укрепил его пальцы, и сейчас он успешно совмещает музыку и экстрим.
— Артем, расскажи, что тебя вдохновляет, когда ты садишься за рояль?
— Ощущение того, что я смогу радовать людей в прекрасных залах по всему миру. Возможно, в Карнеги Холле (улыбается).
— А сам не пробовал писать музыку?
— Поставить себе такую задачу «стать композитором» невозможно. Это приходит само. Как по мне, сейчас сочинять музыку очень сложно так, чтобы не повториться. Копировать стили прошлого — нет смысла. Нужно создать что-то принципиально новое.
— Если бы появилась возможность выпить чаю с великим музыкантом из любого времени, кто это был?
— Фредерик Шопен, конечно. Это мой кумир. Душа на него откликается.
— И о чем бы ты его спросил?
— Попросил бы его сыграть. Очень интересно авторское исполнение. Ведь в нашу эпоху Шопен воспринимается совсем иначе. Тогда, я думаю, эту музыку играли не так. До нас же не дошли записи времен великого композитора. Хотя, наверное, это и фонограмма не передала бы.
Нужны свежие музыкальные впечатления
— В «Cascade Plaza» ты играешь практически посреди толпы прохожих. Это сродни выступлениям уличных музыкантов. Как относишься к этому жанру?
— Раньше в таком формате играть не приходилось. Думаю, это прекрасно. Например, на концерт в консерваторию придет не каждый: этим нужно интересоваться, узнать заранее… А здесь люди просто проходят по своим делам, и музыка звучит как фон. Представляете, какой это может быть приятный сюрприз — просто зайти за покупками и вдруг услышать хорошую, живую музыку? Каждому человеку непременно нужно учиться музыке, я считаю. Хотя бы понемногу, чтобы познакомиться с этим удивительным миром.
— Можешь сказать, что волнуешься сильнее?
— Вот как раз переживаю гораздо меньше, чем перед обычным концертом. Потому что люди воспринимают происходящее по-другому. В зале играть сложнее. Вот я выхожу: тишина, все на меня смотрят. Торжественно так. Ждут. Ощущается это напряжение. А здесь все происходит более естественно, не замкнуто, как в зале. Люди останавливаются и слушают… Удивляются, наверное. А я продолжаю себе играть, я как бы слился со средой.
Кстати, на концерте в «Каскаде» Артем играл не только Шопена и Моцарта, но и современные мегахиты. Например, бессмертный хит Queen в четыре руки со своим педагогом.
— Почему именно Show must go on? С чем связан такой выбор?
— Вообще мне нравится музыка разных жанров. А эту песню мы с другом, тоже учеником Ирины Анатольевны, хотели сыграть в ансамбле. Лучшего произведения для двух роялей не нашли. Тем более, у нас уже были ноты — их подобрали до нас. Ну, и конечно, музыка гениальная — какие еще могут быть причины?
— А в твоем плеере что чаще всего звучит?
— У меня просто не хватает времени, чтобы слушать музыку вот так, в дороге. Чтобы развиваться в своем жанре, нужно слушать классику, учиться приемам у других пианистов. В основном пока что слушаю ее, и живу в ней. А плеер… может, заведу когда-нибудь (улыбается).
— Расскажи о конкурсе в Милане. Чем он тебя так привлекает?
— Это был бы для меня очень ценный опыт. Я раньше за границей не выступал. Был лишь на мастер-классе у профессора московской консерватории. Сейчас очень интересно обменяться опытом с другими исполнителями. Потому что когда человек слушает лишь себя, он не развивается. Непременно нужны свежие музыкальные впечатления и взгляд на свою игру со стороны.