Тогдашний юго-восток признали за Украиной, а украинские деятели края требовали места в органах власти. 24 июля 1917 года в Екатеринославе проходило заседание губернского исполкома, на котором рассматривался проект организации власти в крае.
Дело в том, что несколько недель назад Временное правительство на переговорах в Киеве с Центральной Радой признало ее юрисдикцию над территорией юго-востока Украины, — Херсонской, Екатеринославской, Таврической (без Крыма) и Харьковской губерниями. Сейчас эта территория соответствует Одесской, Херсонской, Николаевской, Кировоградской, Днепропетровской, Запорожской, Донецкой, Луганской, Харьковской областям. И местные власти были вынуждены переформатировать структуру городских дум и других местных органов самоуправления. Активно велись переговоры с украинской губернской Радой, — представителем Центральной Рады, за которыми стояли украинские политические партии (самые популярные в Украине, кстати), имеющие мощные фракции и в Центральной Раде, — Украинская партия социалистов-революционеров, Украинская социал-демократическая рабочая партия.
Судя по всему, переговоры шли очень нелегко ибо спич одного из членов Украинской губернской рады Ивана Трубы в адрес губернского исполкома была переполнена обвинениями в русском шовинизме, пропаганде и всему тому, что очень кажется похожим нам спустя 100 лет. «Наш край всеми признается Украиной, в том числе и Временным правительством…в отношении признания национальных прав украинцев правительством было сделано несколько постановлений, которую в вопросах государственного строительства отстаивает вся украинская часть населения России. Правда, говоря об этой украинской части населения, необходимо оговориться, что назвать его в буквальном этнографическом смысле населением назвать нельзя, так как завоевания обрусения, ведшегося 270 лет со всей присущей нашему централизованному правительству энергией в борьбе с «украинским сепаратизмом» и «мазепинством», надо признать крупными, так и вглубь среди командующих элементов края. Ибо политика обрусения всегда встречала в лучшем случае молчание со стороны общерусской оппозиции», — говорил Иван Труба.
Также известный екатеринославский инженер отметил информационную блокаду всего украинского в Российской республике и кинул камень в огород и ГосДумы, — «Украинцы могли бы многое рассказать о том, сколько им усилий стоило помещение в лучших русских журналах, как «Русское богатство» и «Вестник Европы», и лучших русских газетах, как «Русские Ведомости», статей благожелательного к их политическим и культурным требованиям отношения. Мы, украинцы, почти не знаем случаев за последнее десятилетие, когда бы появлялись журнальные и газетные статьи или речи (в Государственной Думе, например) по украинскому вопросу без особого к тому побуждения, шедшего со стороны сознательного украинства» — заявил Иван Труба.
«Все революционные общественные организации, имеющиеся на Украине, комплектовались в значительной мере из элемента, принадлежащего к культурному слою населения, игнорировавшим привлечение представительства национального, состав таковых организаций в отношении знакомства с украинским демосом, его культурой, бытом, прошлым и т. д. оставляет желать слишком многого…попытки нас, украинцев, внести должный корректив в состав таких организаций встречали, да и до настоящего времени встречает весьма решительный отпор. Характерным фактом может служить постановление исполнительного комитета по поводу настойчивых хлопот всех украинских местных организаций о предоставлении им должного представительства в этих комитетах; было постановлено дать украинцам 2 места при общем составе комитета сверх 50 человек. Городская дума пошла еще дальше, дав при тех же условиях 1 место украинцам». В конце выступления Иван Труба напомнил губернскому исполкому, что Украина в лице Центральной Рады (глава Михаил Грушевский) и своего правительства, — Генерального Секретариата (его возглавлял Владимир Винниченко) не будет настаивать на автономии до заседания Учредительного собрания, которое должно было стать парламентом Российской республики. Однако, сложилось совсем не так, как ожидалось.
После того, как Временное правительство признало юрисдикцию Центральной Рады и Генерального Секретариата еще на юго-восточные украинские губернии (Центральная Рада уже контролировала Подольскую, Волынскую, Киевскую, Черниговскую и Полтавскую губерии), в России начался очередной политический кризис. После серии нескольких путчей, власть там размывалась и теряла авторитет. В итоге в ноябре, большевики ликвидируют Временное правительство, разгонят законно избранное Учредительное собрание, чем развяжут гражданскую войну. В Украине же Центральная Рада провозгласит республику. Красные на словах признают ее, но развяжут против нее «гибридную войну» с пропагандой, инспирированными восстаниями на юго-востоке и отправкой Красной гвардии, присутствие которой будут отрицать. Все это заставит власти УНР выйти из Первой Мировой войны, подписать союз с немцами, австро-венграми и объявить независимость Украины.
Автор Макс Мирошниченко